вторник, 4 мая 2010 г.

Из воспоминания Клары Валериановны Поповой...

Клара Валериановна Попова, хотя и ходит с палочкой, но боевой дух легендарной связистки чувствуется в ней и сегодня. Сейчас, спустя 65 лет, она живет заботами детей и внуков, но воспоминания о военных годах по-прежнему остры.

- Война меня застала на границе с Германией в Западной Белоруссии, в 50 км от Бреста. Мне в то время было 15 лет. До этого мы жили в Воронеже, здесь же, в  этом районе СИХ. Отца – партийного работника – направили работать председателем райисполкома в молодую республику Белоруссию. Прожили мы там недолго, с 40 по 41 год …и началась война. Мы чудом спаслись. В городе стояла казачья дивизия и пограничный отряд, которые сражались до последней капли крови. Немцы были вооружены до зубов. В памяти остались, как страшный сон, бомбежка, артобстрелы. Погибло много мирных людей. Особенно жестоко немцы расправлялись с семьями военных русскими и евреями. Мы пару дней с другой семьёй военнослужащих прятались за городом, потом добрались до вокзала и ехали очень долго в товарном составе, пропуская составы с военными. Перед Минском наш состав бомбили, было много жертв. В паники все бежали. Те, кто остался в составе, в том числе и наша семья – остались живы. А кто бежал – погибли… Эвакуировали нас в Саратовскую область, в город Вольск. Предоставили работу. Когда наступило небольшое затишье под Воронежем, маму потянуло на родину. С трудом она добились на переезд, так как Воронеж был прифронтовым.

В Воронеже нас встретили бесконечные сирены, налеты, мы прятались в бомбоубежище института СХИ.

Мне исполнилось 16,5 лет. Сверстники бегали в Военкомат и рвались на фронт. Нас не брали из-за возраста. Но меня взяли, мне удалось уговорить, рассказав, что я комсомолка, что отец партийный работник. К тому же 9 классов, которые я закончила на тот момент – это было почти высшее образование! В это время в Воронеже формировался Второй отдельный полк связи, который обслуживал Вторую воздушную Армию, 1-й Украинский фронт, под командованием маршала Конева. Туда меня и распределили.
Со своим полком мы прошагали половину Европы. Польша, Германия, Чехословакия, Австрия... Закончила я службу в Австрии, в Вене в конце 1945 года в звании гв. сержант, специалист 1 класса, морзист – телетайпист. Специальность свою я освоила очень быстро. Это была очень сложная работа, но у меня получилось исполнять её виртуозно. Меня заметили и взяли на выполнение самых ответственных заданий. Было очень трудно. Всю войну у нас не было выходных мы работали с напарницей круглосуточно. Я работаю – она отдыхает, она работает – я отдыхаю. И так не один год. Все важнейшие сообщения с фронта проходили через наши руки.

Нас очень уважали не только командиры, но и сослуживцы, простые ребята -  летчики. На боевой вылет они шли мимо нашего окошка и всегда говорили: «Эй, комсомолочка, пожелай мне удачи…!» 

День Победы я встретила в Германии, это была большая радость, которую сейчас трудно описать. Все кричали, стреляли в воздух..

После демобилизации работала в Воронежском военном округе на узле связи до момента его реорганизации. Затем с 60 года 20 лет работала на МТТС. Вот такой послужной список!

Теперь каждый год 9 мая мы, по традиции, с сыном ездим по местам боевой славы Воронежа, возлагаем цветы, я вспоминаю те трудные годы, однополчан, которых осталось совсем мало сегодня…
Клара Валериановна имеет правительственные награды:
Орден Отечественной войны
Медали За боевые заслуги, За взятие берлина, За освобождение Праги, За победу над Германией.
Почетный знак «Фронтовик».

Комментариев нет:

Отправить комментарий